Исследовательский тур

Меню сайта

Block title

Форма входа

Наш опрос

Для цивилизации опаснее всего

Результат опроса Результаты
Все опросы нашего сайта Архив опросов
Всего голосовало: 189
Обсудить на форуме

Block title


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Block title

Block content

Исследовательский тур

межшкольного экологического проекта

«Вместе мы – сила», 2017-18 год

Тема исследования:

«Влияние разных видов музыки на высшую нервную деятельность»

Цель: изучение влияния разных видов музыки на некоторые процессы высшей нервной деятельности человека.

Задачи:

- изучить влияние прослушивания школьниками музыки трёх принципиально разных видов на кратковременную память, уровень концентрации внимания и скорость произвольной двигательной реакции;

- предложить использование результатов исследования в различных областях жизни человека.

Методы: тестирование, эксперимент, анализ, сравнение.

Команды общим голосованием выбирают музыку трёх разных видов 1) спокойную, мелодичную (например, Моцарт «Времена года. Весна»; 2) ритмичную, быструю, с русским текстом (русский рэп) и 3) тяжёлый рок (например, Rammstein). Музыку (подборку однотипных произведений длительностью 15 минут) записывают на флэшку. Используют её далее во всех трёх исследованиях.

Один из выбранных видов музыки, точнее его влияние на психические процессы человека, будут изучать обе команды внутри одной школы, но каждая команда независимо от другой.

Задания по школам (для команды «Эко» и для команды «Био»):

Лемешкинская СОШ – изучить влияние спокойной музыки на память, внимание и скорость реакции;

Московская СОШ – ритмичной музыки (в стиле рэп);

Красноярская СОШ – тяжёлой рок-музыки.

Для проведения исследования на память, внимание и скорость реакции команды «Эко» и «Био» выбирают две группы испытуемых (учащихся 8-11 классов из своей школы), в количестве 15-20 человек каждая. Команда проводит исследование в одной из групп. Участники одной команды из трёх разных школ проводят эксперименты в сходных условиях: на примерно одинаковых по возрасту группах испытуемых, в середине учебного дня, но не после контрольной работы или урока физкультуры.

 

Исследование №1 (проводят рабочие тройки «Био» и «Эко» №1)

Изучение влияния музыки разных видов на кратковременную память (видоизменённая методика «Заучивание десяти слов» А.Р. Лурия)

 

Оборудование: презентация с набором слов или чисел, секундомер

Процедура исследования.

Исследуйте в группе учащихся старших классов кратковременную память до прослушивания музыки, в тишине. Для этого покажите на слайде презентации (презентацию сделайте самостоятельно) список из десяти сменяющих друг друга слов с интервалом в 1 секунду (шрифт чёрный на белом фоне, не менее 24 pt, без рисунков) и попросите воспроизвести список на листе бумаги. Количество правильных слов зафиксируйте в таблице (ФИО испытуемого, количество слов в первом опыте, количество слов во втором опыте).

Примеры набора слов:
Стол, вода, кот, лес, хлеб, брат, гриб, окно, мёд, дом.
Дым, сон, шар, пух, звон, куст, час, лёд, ночь, пень.
Число, хор, камень, гриб, кино, зонт, море, шмель, лампа, рысь.

Повторите тест при включенной музыке (громкость средняя, ближе к сильной; перед тестом музыка должна быть включена в течение трёх-пяти минут). Используйте при этом другой набор слов. Количество правильных слов зафиксируйте в таблице.

Примечание: в данном исследовании может быть использована иная методика – с набором двенадцати произвольно взятых двузначных чисел, например  

13

91

47

39

65

83

19

51

23

94

71

87

       

 

Числа дают просмотреть в течение 20-ти секунд, затем просят записать их на бумаге.

Надежность результатов исследования достигается повторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные интервалы времени.

Анализ и оформление результатов исследования

Проанализируйте данные, отразив их на графиках или диаграммах.

Сделайте вывод о влиянии данного вида музыки на память человека.

Оформите результаты исследования в текстовом виде, а затем в виде презентации.

Требования к оформлению

Документы в формате Word и Power Point (2003, 2007) с иллюстрациями (фото, рисунки, схемы, диаграммы, графики, видео, аудио), размер не более 15 000 КВ вышлите старшему по группе, который передаст ваши документы капитану команды.

 

Исследование №2 (проводят рабочие тройки «Био» и «Эко» №2).

Изучение влияния музыки разных видов на уровень концентрации внимания (тест Пьерона-Рузера)

Материалы и оборудование: бланк теста Пьерона-Рузера, простой карандаш и секундомер.

Процедура исследования .

Исследование можно проводить с одним испытуемым или с группой. Главные условия при работе с группой – удобно разместить испытуемых, обеспечить каждого двумя бланками тестов, карандашами. Эксперимент осуществить 2 раза: 1 раз- в тишине, 2 раз- во время прослушивания музыки (при включенной музыке одного из видов, громкость средняя, ближе к сильной; перед началом теста музыка должна проигрываться в течение трёх-пяти минут).

Инструкция испытуемому: "Вам предложен тест с изображенными на нем квадратом, треугольником, кругом и ромбом. По сигналу "Начали" расставьте как можно быстрее и без ошибок следующие знаки в эти геометрические фигуры: в квадрат – плюс, в треугольник – минус, в кружок – ничего не ставьте и в ромб – точку. Знаки расставляйте подряд построчно. Время на работу отпущено 60 секунд. По моему сигналу "Стоп!" расставлять знаки прекратите".

Бланк с геометрическими фигурами теста Пьерона-Рузера имеет следующий вид:

Испытуемый: ____________ Дата _______

Экспериментатор: _________ Время _______

Тест

Экспериментатор в ходе исследования контролирует время с помощью секундомера и подает команды "Начали!" и "Стоп!"

Надежность результатов исследования достигается повторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные интервалы времени.

Обработка результатов

Результатами данного тестирования являются: количество обработанных испытуемым за 60 с геометрических фигур, считая и кружок, и количество допущенных ошибок.

Уровень концентрации внимания определяют по таблице.

Число обработанных фигур

Ранг

Уровень концентрации внимания

100

1

очень высокий

91-99

2

высокий

80-90

65-79

3

4

средний

низкий

64 и меньше

5

очень низкий

 

За допущенные при выполнении задания ошибки ранг снижается. Если ошибок 1-2. то ранг снижается на единицу, если 3-4 – на два ранга концентрация внимания считается хуже, а если ошибок больше 4, то – на три ранга.

Анализ и оформление результатов исследования

Проанализируйте результаты исследования и сделайте вывод о влиянии музыки и данного вида на скорость реакции испытуемого.

Предположите, какое практическое значение могут иметь ваши результаты исследования, где эти знания можно использовать.

Оформите результаты исследования в текстовом виде, а затем в виде небольшой презентации.

Требования к оформлению

Документы в формате Word и Power Point (2003, 2007) с иллюстрациями (фото, рисунки, схемы, диаграммы, графики, видео, аудио), размер не более 15 000 КВ вышлите старшему по группе, который передаст ваши документы капитану команды.

 

Исследование № 3 (проводят рабочие тройки «Био» и «Эко»№3).

Изучение влияния музыки разных видов на скорость произвольной двигательной реакции

 

Материалы и оборудование: компьютер, интернет, бланки с результатами тестов

Процедура исследования

Исследование можно проводить с одним испытуемым или, при наличии нескольких компьютеров, – с группой.

Проведите с испытуемыми по ссылке тест, определяющий скорость произвольной двигательной реакции на зрительный раздражитель http://krukozyaka.com/reaction.php

Во время теста испытуемый держит руку на мыши, курсор наведён на слово «Стоп». При смене цвета фигуры нужно как можно быстрее нажать на левую кнопку мыши.

Сделать три попытки подряд. Свои данные, появляющиеся на экране после нажатия кнопки мыши, испытуемый или проводящий тест должен сразу записать в бланк результатов.

Проведите повторно тот же тест из трёх попыток при включенной музыке (громкость средняя, ближе к сильной; перед тестом музыка должна быть включена в течение трёх-пяти минут). Данные запишите в бланк результатов.

Бланк результатов: ФИО тестируемого, результаты числового выражения скорости реакции тестируемого в тишине и результаты его скорости реакции при музыкальном сопровождении. Для каждых трёх попыток теста найдите среднее арифметическое значение.

Надёжность результатов исследования достигается повторными тестированиями, которые лучше проводить через значительные интервалы времени.

Анализ и оформление результатов исследования

Проанализируйте результаты исследования и сделайте вывод о влиянии музыки данного вида на скорость реакции испытуемого.

Предположите, какое практическое значение могут иметь ваши результаты исследования, где эти знания можно использовать.

Оформите результаты исследования в текстовом виде, а затем в виде презентации.

Требования к оформлению

Документы в формате Word и Power Point (2003, 2007) с иллюстрациями (фото, рисунки, схемы, диаграммы, графики, видео, аудио), шрифт стандартный, размер не более 15 000 кВ вышлите старшему по группе, который передаст ваши документы капитану команды.

 

Капитаны команд за два дня до окончания срока, т.е. 16 декабря, собирают у рабочих троек их работы и объединяют в общие командные документы –

а) текстовый файл и

б) компьютерную презентацию.

Оформленные работы сдаются организаторам проекта до конца дня 18 декабря.

Критерии оценивания

Кол-во баллов

Полнота и научность исследования

До 10 баллов за один раздел

Грамотность, последовательность и доступность изложения, наличие необходимых таблиц и диаграмм

До 10 баллов за один раздел

Рациональное использование пространства, наличие иллюстраций

До 5 баллов за один раздел

Эстетичное оформление всего документа в едином стиле, наличие ссылок на интернет-ресурсы

До 5 баллов за всю работу

Наличие общей командной презентации исследования в формате Power Point, раскрытие темы и результатов исследования в презентации

До 20 баллов за всю работу

Итого: до 100 баллов

Оформление личного исследования

  1. Исполнитель (команда, № исследования, фамилия, имя, класс, школа)
  2. Цели и задачи вашего личного исследования
  3. Выдвигаемая гипотеза (предполагаемый результат)
  4. Методы исследования (анкетирование, эксперимент, наблюдение, сравнение, измерение, математическая и графическая обработка данных и т.д.)
  5. Материалы и оборудование (кроме прочего, обязательно укажите названия музыкальных произведений, авторов и исполнителей)
  6. Ход работы: что делали? (название вашего теста и его описание; последовательное описание этапов работы)
  7. Результаты исследования (математическая обработка, графическое и словесное представление результатов)

Поиск

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Архив записей