Школа вчера, сегодня, завтра.
Школьное образование в дореволюционной России.
свт. Михаил- первый киевский митрополит, уделявший достаточно большое внимание делу образования. Княжеские дети обучались грамоте и самостоятельно читали.
Князь Ярослав Мудрый в 1030 г.проявил много заботы об образовании своих подданных.
Вопрос о народном образовании был поднят на Стоглавом Соборе по воле Ивана Грозного, 1551 г. В Москве и по другим городам местное духовенство избрало достойных священников, способных обучать грамоте и письму и в их домах открылись училища. В эти училища принимались для обучения грамоте, книжному письму, церковному чтению и пению, не только дети местного духовенства, но и все православные христиане. Благодаря усилиям со стороны государственной власти и в связи с народной тягой к просвещению дело школьного образования в России постепенно развивалось.
Главными особенностями созданных в тот период русских школ были их ярко выраженный церковный характер и обучение учащихся элементарной грамотности (преобладание начальной школы).
В 1720 г. Был сформулирован первый школьный устав, где помимо источников финансирования были четко определены права и обязанности учителя, учеников и их родителей.
Учителями были священнослужители, образованию предавалось более нравственное воспитание, нежели общее образование народа. Преподавались закон божий, церковное пение, чтение церковной и гражданской печати, письмо, арифметика, давались сведения из истории. Традиционная русская образованность складывалась под влиянием учений святых отцов православной церкви. Отношение к учителю предполагалось аналогичным отношению к Папе в церкви.
Поэтому взаимоотношения в школе носили больше характер правовых: учитель по законодательству должен учить, а ребенок должен учиться.
По приказу императрицы Екатерины Великой в 1772 г. систему общеобразовательных учебных заведений стали составлять приходские училища, уездные училища и гимназии.
В 1828 г., при Николае I, последовал новый школьный устав.
В России XVIII века Петр I официально учредил классическую школу, ее основная цель заключалась в обучении и в передаче естественнонаучных знаний. Учреждение классической школы в России, с одной стороны, было бесспорно положительным явлением, так как, благодаря распространению сети учебных заведений разных уровней, в стране сформировался пласт образованных людей, принесших ей мировое признание. Но с другой стороны, классическая школа в России способствовала уничтожению традиционной культуры. Распространение в России в XVII-XIX вв. западноевропейской образованности, разрыв единой и целостной культурной традиции России, создали предпосылки для оформления двух типов людей: человека национальной культуры и человека западной культуры.